Сотни лет человечество тщетно бьется над созданием вечного двигателя. Без сомнения, это изобретение стало бы величайшим достижением в истории нашей цивилизации. Поэтому время от времени появляются люди, заявляющие о том, что достигли заветной цели. Однако практические эксперименты ставят крест на всех попытках подобного рода, и виной тому трение, сводящее титанические усилия ученых и любителей к одному и тому же результату — к нулю. Но неверно полагать, что на это злосчастное трение нет управы. Конечно, рано или поздно законы физики берут свое, но добиться отсрочки старения двигателя, причем довольно существенной, уже удалось.

Самым ярким примером успешной борьбы с трением является двигатель внутреннего сгорания (ДВС), история которого, по утверждению одних историков, началась в конце восемнадцатого века, другие же считают, что он был изобретен на целых сто лет позже. Так или иначе, предшественником бензинового мотора без сомнения можно считать паровую машину. Она обладала низким коэффициентом полезного действия, что, впрочем, не мешало ей передвигать многотонные паровозы и прочую довольно увесистую технику. Естественно, по сравнению с современными силовыми агрегатами, паровые машины кажутся громоздкими, и их нельзя было завести поворотом ключа: процесс запуска включал нескольких этапов, каждый из которых требовал тщательной и длительной подготовки.

Когда садишься за руль нового автомобиля, звук работающего мотора напоминает шепот девушки. Со временем все еще приятный голос становится громче и в нем появляются фальшивые нотки. Под конец жизни звук двигателя больше походит на речь человека, не представляющего свое существование без крепкого табака и пива на морозе. Что же происходит с двигателем внутреннего сгорания? Отчего он стареет?

Философы утверждают, что спасти ничего нельзя — можно только отсрочить. Это в полной мере относится и к двигателю внутреннего сгорания (ДВС), представляющего собой тепловую машину, в которой энергия жидкого углеводородного топлива преобразуется в механическую работу.

Типы ДВС

Современные ДВС подразделяются на несколько типов. Самыми распространенными являются бензиновые и дизельные моторы. В первом случае сначала прямо в камере сгорания (на старых машинах это происходило в карбюраторе) готовится смесь топлива с воздухом, которая затем поступает в цилиндры, сжимается и поджигается искрой. Происходит взрыв, обеспечивающий необходимую энергию. Принцип действия дизеля отличается тем, что топливо не поджигают — воспламенение происходит за счет увеличения давления в цилиндрах. Кроме бензина и дизельного топлива, в качестве горючего используют газ и спирт. Вызывают заслуженный интерес и роторно-поршневые двигатели. Однако из-за относительно небольшого ресурса и значительного расхода бензина и масла, от них отказались почти все автопроизводители (верность этому типу моторов сохраняет лишь японская компания Mazda, серийно выпускающая в Хиросиме модель RX-8).

По большому счету, ДВС трудно назвать идеальной конструкцией. Он шумен, подвержен вибрациям, сильно нагревается, загрязняет окружающую среду. На все эти минусы у ДВС есть один единственный плюс — компактность. К сожалению, заменить традиционные двигатели пока нечем.

Эксплуатационные преимущества Mobil 1: отличная текучесть при холодном пуске и защита от износа при низкой температуре

Если Вы хотите быть уверены в том, что масло эффективно смазывает детали двигателя Вашего автомобиля и защищает его при экстремально низкой температуре, Ваш выбор очевиден: высококачественное синтетическое масло более надежно, чем обычное.

Благодаря своему составу синтетические масла премиум-класса, такие как Mobil 1, обеспечивают исключительные эксплуатационные свойства даже при самой низкой температуре, облегчая холодный пуск и надежно защищая важнейшие детали двигателя.

Обычные масла не могут обеспечить уровень эксплуатационных свойств такой же, как у синтетических масел. При минусовой температуре минеральное масло начинает густеть, ухудшается его прокачиваемость, т.е. способность циркулировать внутри двигателя. При недостаточной или нулевой прокачиваемости масла по системе смазки важные детали двигателя начинают изнашиваться из-за того, что соприкасаются друг с другом.

Технологической революции в автомобилестроении до сих пор не произошло. Машины не летают, а люди не перемещаются во времени и пространстве, как в фильме «Матрица» посредством подключения к компьютеру. Тем не менее, автомобиль год от года совершенствуется: растет безопасность, снижаются объемы вредных выбросов, повышается эффективность двигателей внутреннего сгорания.

Но и эволюцией то, что произошло в последние полвека, назвать сложно. Типичные автомобиль и водитель 70-хи наших дней отличаются так же значительно, как симфония Бетховена и рок-н-ролл Чака Берри.

Суждения о типичных представителях автомобилей разных классов тоже изменились. Сегодня компактный автомобиль не значит дешевый и небезопасный, а большой представительский седан не обязательно прожорлив, как карьерный самосвал. Возьмем маленький Fiat 500. По цене он приближается к машинам гольф-класса, при этом оснащен 7(!) подушками безопасности и имеет 5 звезд EuroNCAP. С другой стороны — водородный BMW 7-йсерии, раньше седаны такого класса были объектом нападок «зеленых» всего мира, а сегодня водородная «семерка» — официальный автомобиль конференций по защите окружающей среды.

Электромобили еще недавно развозили игроков в гольф по лужайкам и товары по складам, а теперь становятся динамичными и модными спорткарами. За Tesla Roadster уже выстроились очереди, а на подходе еще один электросуперкар Fisker Karma.

С момента появления на мировом автомобильном рынке первого синтетического масла Mobil 1 прошло более 30-ти лет. Однако автовладельцы все еще не вполне сознают, в чем состоят отличия и преимущества использования синтетических моторных масел по сравнению с минеральными. 

Рэй Макдональд, глобальный технический советник по моторным маслам научно-исследовательского центра компании ExxonMobil, который находится в городе Полсборо, штат Нью-Джерси, рассказывает о различиях между полностью синтетическими и минеральными маслами. Он развенчивает давно утвердившиеся мифы о синтетических маслах, помогая автовладельцам понять реальные экономические и эксплуатационные преимущества их использования.

Вопрос 1: Можно ли начать использовать синтетическое моторное масло, если раньше я использовал минеральное? И смогу ли я вернуться к минеральному маслу, если начну использовать синтетическое?

Макдональд: Разумеется. Высококачественные синтетические масла, такие как Mobil 1, полностью совместимы с традиционными маслами. Поэтому Вы можете менять тип используемого масла на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля.